Интервью: «Дженерики позволяют инвестировать в инновационные разработки»

новость

Петербургский фармацевтический производитель «ВЕРТЕКС» к концу 2024 года планирует ввести в эксплуатацию первую очередь нового объекта в особой экономической зоне «Санкт-Петербург» где в перспективе будет производиться косметическая и лекарственная продукция. В преддверии события свое интервью корреспонденту дал генеральный директор компании Георгий Побелянский.

Интервью: «Дженерики позволяют инвестировать в инновационные разработки»
Цифры

У нас около 400 наименований продукции, включая порядка 280 позиций лекарств с учётом разных фасовок и дозировок, косметические средства, биологически активные добавки собственных брендов. В среднем выпускаем 11 млн упаковок продукции в месяц, 135 млн упаковок произвели в прошлом году. Более 90 % этого показателя – лекарства.

Около 74 % относится к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам (из перечня ЖНВЛП) в объеме продаж лекарств компании в натуральном выражении в 2023 году и 76 % по итогам 5 месяцев текущего года.

За последние 5 лет было инвестировано около 6 млрд рублей – это инвестиции в объекты компании на территории особой экономической зоны «Санкт-Петербург». Частично это заемные средства. Около 30 % вложений пришлись на реализацию проекта второго объекта компании. По бизнес-плану срок окупаемости проекта второго объекта с учетом трех очередей составит 12,5 года.

Текущее состояние фармацевтического рынка

Номер один по объему продаж в упаковках – это кардиопрепарат с действующим веществом бисопролол. Но с точки зрения маржинальности мы получаем с него минимум. Потому что он входит в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, цены на которые контролирует государство. Для потребителя это хорошо, но для производителей иногда проблема, так как ряд лекарств в итоге может быть нерентабельно производить, и они исчезают из аптек.

Основная проблема отрасли – деньги. Если хочешь развиваться, надо постоянно вкладываться. А у фармпроизводителей много дополнительных затрат на ведение бизнеса.

Другая проблема рынка – это нехватка рабочих рук, постоянный рост заработной платы линейного персонала, который иногда опережает уровень компетенций. Сейчас очень не хватает сотрудников с рабочими специальностями вроде инженеров, аппаратчиков.

На рынке тенденция стагнации, но в целом это его обычное состояние с незначительной динамикой. Чтобы он стремительно развивался, нужны масштабные изменения вроде существенного прироста населения или, например, кардинальная перестройка в потреблении продуктов питания. Сейчас же рынок расширяется в основном за счет добавления к тому, что уже есть, - новых продуктов, их действий. Например, пробиотиков для защиты ЖКТ после приема другого препарата и тому подобного. Ещё есть тенденция роста рынка БАД. Компании активно промотируют эту историю, и люди, которые раньше были скептически настроены в отношении таких продуктов, теперь начали им больше доверять. Ещё взлетел объем покупок на маркетплейсах.

Векторы развития рынка

Мы постоянно изучаем рынок дженериков – это, по сути, наш «хлеб», который позволяет инвестировать в инновационные разработки. При этом фокус нашего внимания, конечно, направлен на развитие оригинальных препаратов, это основа для стратегического развития. Оригинальный препарат – это такая «твердая» вещь, которую трудно скопировать, она имеет фундаментальную ценность для любой компании, держит её на плаву.

Дженерики обеспечивают доступность лечения во всем мире, поэтому выполняют социально значимую функцию. Производители оригинальных препаратов не могут покрыть потребности пациентов только ими, и после истечения патента у оригинального лекарства в любом случае появятся копии. Российские дженерики производят по тем же технологиям и из того же сырья, что и иностранные. В России очень строгие требования к производству лекарств. Так что многие российские дженерики сегодня не только не уступают иностранным лекарствам по качеству, эффективности и безопасности, но даже могут их превосходить при условии соблюдения всех необходимых требований к производству и поставщикам фармсубстанций.

Разработка и вывод на рынок дженерика в среднем занимают три-четыре года. Это обусловлено тем, что он проходит через несколько стадий. Среди них отработка состава и действия – могут проводиться сравнительные исследования с оригинальным препаратом, для некоторых лекарств также - исследования на биоэквивалентность, терапевтическую эквивалентность, потом несколько месяцев занимает регистрация готового продукта. На разработку и вывод препарата с оригинальной комбинацией уходит порядка восьми-десяти лет. Создание оригинального препарата (с оригинальной молекулой) может занять десять лет и более. Для обоих видов этих лекарств основная часть этого срока приходится на проведение нескольких фаз исследований. Только 50 % усилий - это разработка, регистрация и производство. Остальные 50 % - это работа с врачами, аргументация и подтверждение, что продукт эффективный, с клиническими исследованиями, в том числе повторными, работа с пациентскими сообществами.

Санкции

К сожалению, в России нет производителей технологического оборудования для фарминдустрии. Поэтому мы закупали его в Европе у лучших проверенных поставщиков. А это компании из Италии и Германии. Когда из-за санкций всё прикрыли, пришлось искать производителей в России и Китае для изготовления изнашиваемых деталей и запчастей. На новом объекте мы планируем использовать только «Китай».

Для косметики большинство вспомогательных веществ также покупали в Европе. Когда пришлось менять вектор, мы переориентировались на другие страны. В числе основных поставщиков активных фармсубстанций (АФС) как были, так и остались Китай и Индия. А так как это дружественные страны, больших сложностей с закупками не было. Активно развиваются российские производители субстанций, с которыми работаем. Что-то продолжили покупать в Европе через измененную цепочку поставок. Но самые значительные сложности были и остаются при закупках вспомогательных веществ, которые используют для производства лекарств.

Также с 2022 года компания активно реализует проект по импортозамещению расходных материалов и деталей для оборудования – их разработку и покупку у российских и китайских производителей. Зачастую эти компоненты качественней оригинала, так как в процессе эксплуатации наши специалисты выявляют технические нюансы и особенности материалов, которые можно предусмотреть при создании деталей для замены.

Представить ингредиенты для фармацевтической отрасли потенциальным клиентам Вы сможете на 27-й Международной выставке ингредиентов для производства продуктов питания, БАД, косметики и бытовой химии Global Ingredients Show, которая состоится с 15 по 17 апреля 2025 года (Москва, МВЦ «Крокус Экспо», павильон 2, этаж 3, зал 11).

Забронируйте стенд



Источник: MASHNEWS

Присоединяйтесь к нашему списку подписчиков, чтобы получать последние новости выставки и специальные предложения.