новость

В среднем российская семья покупает что-то из молочной продукции раз в три дня. В корзине отечественных покупателей за год набирается более 35 марок молочных продуктов, потребительская корзина по доле расходов молочные продукты делит с напитками второе место (первое – у мяса).

Про тренды и спрос на рынке молочной продукции
Молочная индустрия растет довольно уверенными темпами в реальном и денежном выражении – в 2024 году рост составил 12,8% (за 11 месяцев), в 2023 году рост в денежном выражении был 6,8% (данные «Нильсен»). При этом молочная индустрия показывает хорошую динамику. В денежном выражении растут продажи и традиционных молочных продуктов – на 10%, и современной молочки – на 19,3%, и сыров – на 14,1%. И даже продажи альтернативных молочных продуктов растут примерно на 23%.

Однако в разных категориях тенденции разнонаправленные. Заметнее всего по отношению к 2023 году в натуральном выражении выросли продажи мягкого сыра (15,1%), питьевых йогуртов (11,6%), ложковых йогуртов (10,4%), упакованного творога (8%). Быстрее растут продажи современной молочной продукции (к ней относят питьевые и ложковые йогурты, гранулированный творог, творожные и молочные десерты, глазированные сырки, напитки из сока и молока).

Сократились продажи сливочного масла и маргарина (-3,8%), стерилизованного молока (-2,5%), кефира (-1,1%). В целом в индустрии происходит сокращение ассортимента в большинстве категорий (-3,4%), и это ожидаемая ситуация в силу того, что развитие рынка происходит волнами: когда на рынок выходило много новых производителей, ассортимент активно рос, теперь новый этап – оптимизации ассортимента. Заметнее всего ассортимент сократился в масле и маргарине (-12,2%), в простокваше (-10,5%), густых йогуртах (-9,5%), сметане (-7,2%), питьевых йогуртах (-6,5%).

Молочный жир дорожает во всем мире, и на отечественном рынке сокращение производства наложилось на рост цен. Скачок цен ударил по продажам в рознице, что повлияло на перераспределение спроса между продуктами на молочной полке.

Исследователи отмечают, что покупательские предпочтения в отношении форматов упаковки, объема и жирности меняются очень динамично. Если говорить про пастеризованное молоко, то покупатель все чаще переключается на большую семейную упаковку – 1,4–2 л (это автоматически подразумевает пластиковую тару), растет потребление молока более высокой жирности.

Некоторые молочные продукты показывают значительный рост в объемах по сравнению с категориями в целом. Особенно выделяются безлактозные молочные продукты, а также натуральные густые йогурты. Продажи безлактозного молока выросли на 56%, безлактозных питьевых йогуртов – на 35%, безлактозных густых йогуртов – на 212%, феноменальный рост натуральных густых йогуртов – на 581%. Явно заметен тренд на повышение интереса к продуктам, обогащенным белком и витаминами.

За 12 месяцев с октября 2023 по сентябрь 2024 года продажи мороженого в денежном выражении выросли на 16,9%, в натуральном выражении – на 6,9% (данные «Нильсен»). Сегодня на мороженое приходится 3,6% продаж в денежном выражении от товаров повседневного спроса. Если говорить о структуре продаж, то 82,1% – это мороженое импульсного потребления (+8,4% в натуральном выражении год к году), 17,9% – мультипорционное мороженое (+1,4%).

Самый популярный тип мороженого импульсного потребления – это вафельный стаканчик (его доля 34,5%). При этом свои доли рынка активно наращивают форматы эскимо (33,8%) и рожок (15%), их продажи в натуральном выражении выросли на 10% за год.

Если говорить о мультипорционном мороженом, то данные «Нильсен» отчетливо свидетельствуют, что самым удобным для покупателей является формат стакана/ведра – продажи такого семейного мороженого растут существенно быстрее остальных видов (на 17,4% в натуральном выражении), хотя в структуре продаж наибольшая доля пока приходится на пакеты (44,5%).

Подробнее о трендах – на форуме «Ингредиенты и добавки».

Бесплатный билет по промокоду news.

Получить билет

Источник: Retail.ru